Брачный договор является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении имущества, являющегося предметом договора.
Пунктом 1 статьи 42 Семейного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что брачным договором супруги вправе изменить установленный законом режим совместной собственности (статья 34 данного Кодекса), установить режим совместной, долевой или раздельной собственности на все имущество супругов, на его отдельные виды или на имущество каждого из супругов.
Супруги вправе определить в брачном договоре свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них семейных расходов; определить имущество, которое будет передано каждому из супругов в случае расторжения брака, а также включить в брачный договор любые иные положения, касающиеся имущественных отношений супругов.
Брачный договор, заключенный в период брака, вступает в силу после его нотариального удостоверения, с момента которого у супругов возникают предусмотренные этим договором права и обязанности.
Согласно пункту 15 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 5 ноября 1998 г. N 15 «О применении судами законодательства при рассмотрении дел о расторжении брака», если брачным договором изменен установленный законом режим совместной собственности, то суду при разрешении спора о разделе имущества супругов необходимо руководствоваться условиями такого договора (определение Верховного Суда Российской Федерации от 24 мая 2016 г. N 18-КГ16-10).
Ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, не предусматривают сроков обращения граждан в регистрационную службу с просьбой о государственной регистрации договора отчуждения недвижимого имущества и перехода права собственности по нему (соответствующая позиция изложена в определении Верховного Суда Российской Федерации от 13 мая 2014 г. N 5-КГ14-24).
Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Между тем даннаярегистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Данная позиция отражена в определении Верховного Суда РФ от 24 ноября 2015 г. N 18-КГ15-203, а также в определениях Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 154-О, от 21 октября 2008 г. N 703-О-О.
Пункт 1 статьи 131 и пункт 1 статьи 164 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливают, что государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним осуществляется только в случаях, когда такая регистрация предусмотрена Гражданским кодексом РФ и иными федеральными законами (пункт 2 статьи 3 Гражданского кодекса РФ). Однако ни Гражданский кодекс Российской Федерации, ни Федеральный закон «О государственной регистрации права собственности на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ, не предусматривают сроков для государственной регистрации возникшего на основании брачного договора права собственности на квартиру.
Согласно позиции судов, изложенных в определениях Верховного Суда РФ от 8 ноября 2011г. № 83-В11-5, от 27 января 2015 г. N 78-КГ14-43, от 24 мая 2016 г. N 18-КГ16-10, от 7 июня 2016 г. N 88-КГ16-1 и Конституционного Суда РФ от 5 июля 2001 г. N 154-О, от 21.10.2008 N 703-О-О брачный договор, заключенный в период брака, вступает в силу после его нотариального удостоверения, с момента которого у супругов возникают предусмотренные этим договором права и обязанности, следовательно, брачный договор является основанием для возникновения, изменения и прекращения прав и обязанностей супругов в отношении их совместной собственности. Государственная регистрация перехода права собственности на объекты недвижимого имущества на основании брачного договора от одного супруга другому необязательна.
В определении Конституционного Суда РФ от 21.10.2008 N 703-О-О говорится о том, что в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации гражданин оспаривает конституционность пункта 1 статьи 33, статей 34, 38, 40, 41 и 42 Семейного кодекса Российской Федерации в той мере, в какой они допускают необязательность государственной регистрации перехода права собственности на объекты недвижимого имущества на основании брачного договора от одного супруга другому. Конституционный Суд Российской Федерации, изучив представленные материалы, не находит оснований для принятия жалобы к рассмотрению.
Определением Верховного Суда от 24 ноября 2015 г. N 18-КГ15-203, был сделан вывод, что отсутствие государственной регистрации возникшего на основании соглашения о разделе имущества права собственности на доли в праве на спорное имущество не свидетельствует о незаключении соглашения. Государственная регистрация как формальное условие обеспечения государственной, в том числе судебной, защиты прав лица, возникающих из договорных отношений, объектом которых является недвижимое имущество, призвана удостоверить со стороны государства юридическую силу соответствующих правоустанавливающих документов. Между тем данная регистрация не затрагивает самого содержания указанного гражданского права, не ограничивает свободу договоров, юридическое равенство сторон, автономию их воли и имущественную самостоятельность. Соглашение о разделе имущества вступает в силу после его подписания, с этого момента у сторон в силу положений статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации возникают предусмотренные соглашением права и обязанности.